ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ)


ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ)
(labelling theory) — анализ социальных процессов, включенных в социальное приписывание ("клеймение") позитивных или (чаще всего) негативных характеристик действиям, личностям или группам. Этот подход особенно влиятелен в социологии девиации. Он развивался внутри интеракционистской перспективы (см. символический интеракционизм)  и иногда также упоминается как теория общественной реакции. Классической для теории стигмации является формулировка Х.С. Беккера (1963), основанная на подходах Таненбаума (1938) и Лемерта (1951): "Действия не являются естественно хорошими или плохими; нормальность и девиация определяется социально" (см. также Употребление наркотиков ради удовольствия). "Девиация является не качеством совершаемого личностью действия, а скорее следствием применения другими правил и санкций к "нарушителю"". Это может показаться не более чем социологическим применением трюизмов, вроде "дайте собаке плохое имя" или "бросьте побольше грязи, и она прилипнет". Подход "клеймения" идет не от обыденного смысла или клише, а показывает, каким образом исследуются воздействия негативных ярлыков на самовосприятие личностей, особенно на развитие "девиантной идентичности", девиантной карьеры и субкультуры. Примером служит то, каким образом "общественная реакция"  — осуждение судьями, средствами информации, полицией и т.д. — может приводить социальных акторов к изменению их индивидуальной идентичности и принятию ценности девиантных субкультур, которые процесс клеймения помогает создавать непосредственно (см. также Девиационное преувеличение; Моральная паника; "Народные дьяволы "). Подход клеймения получил большое значение в 1960—70-х гг. и далеко отходит от "позитивизма" в изучении девиации. Антипозитивистский аспект проявляется особенно тем, что, в отличие от многих предыдущих подходов, нормальность и девиация рассматриваются не как проблематичные, а как "проблемы", заслуживающие самостоятельного изучения. Важный его результат — отличительный интеракционистский подход к социальным проблемам. Проблемы, которые исследователи изучали с этой точки зрения, включили "социальную конструкцию" и регулирование душевного недуга (см. Антипсихиатрия), эффекты клеймения в классных комна-яхили по принципу тендера. Важным стал не только вопрос: "Кто становится клейменым?", но также "Кто клеймит?" и "Почему те же самые действия, совершаемые людьми разных социальных происхождений, по-разному оцениваются клеймовщиками (в частности, полицией или судами)?" Марксисты и теоретики конфликта также проявили интерес к теории стигмации.

Данная теория критиковалась за множество недостатков: внедрение сверхдетерминистской оценки эффектов клеймения, игнорирование жертв и элемента нравственного выбора акторами, романтизирование девиации, отрицание предшествующих индивидуальных психологических предрасположенностей, которые могут отчасти объяснить девиацию. Наконец существует множество форм преступного или девиантного поведения, которые нельзя объяснить реакцией на агентства социального контроля, — растраты или гомосексуальная социальная идентичность


Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. . 1999.

Смотреть что такое "ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ)" в других словарях:

  • ДЕВИАЦИЯ — (deviance) социальное поведение, отклоняющееся от считающегося нормальным или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте. Хотя девиация охватывает и преступное поведение, ее сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное… …   Большой толковый социологический словарь

  • НАРОДНЫЕ ДЬЯВОЛЫ — (folk devils) стереотипные, социально созданные культурные типы, социально опасные для других членов общества; например, в 1960 х гг. такие разнообразные молодежные субкультуры, как модисты и рокеры. Народный дьявол это культурный тип,… …   Большой толковый социологический словарь

  • ДЕВИАЦИОННОЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ — (deviance amplification) процесс, в котором масштабы и серьезность девиации искажаются и преувеличиваются для того, чтобы агенты социального контроля проявили больший интерес к якобы существующему явлению. Тем самым строится большое количество… …   Большой толковый социологический словарь

  • ИЕРАРХИЯ ВЕРОЯТНОСТИ — (hierarchy of credibility) понятие (предложенное Беккером в работе На чьей мы стороне? , 1953) об организации общества таким образом, что занимающие высшие и властные позиции, как правило, легче добиваются принятия их толкования истины, а… …   Большой толковый социологический словарь

  • МОРАЛЬНАЯ ПАНИКА — (moral panic) преувеличенная, усиленная средствами массовой информации общественная реакция на изначально относительно малозначащие действия социальной девиации, например, социальные беспорядки, связанные с модистами и рокерами (С. Коэн Народные… …   Большой толковый социологический словарь

  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ — (crime) нарушение уголовного права. Ученые спорили о природе и причинах преступления с таких незапамятных времен, какие только смогла зафиксировать письменная история. Это проблема морали, а потому до сравнительно не давнего времени ее относили к …   Большой толковый социологический словарь

  • УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКОВ РАДИ УДОВОЛЬСТВИЯ — (drug tataking for pleasure) употребление наркотиков просто ради получения или увеличения удовольствия. Занимаясь не столько диапазоном девиантных импульсов или поводов, ведущих к злоупотреблению , некоторые социологи (например, Беккер… …   Большой толковый социологический словарь

  • МОРАЛЬНЫЕ ИНИЦИАТОРЫ — (moral entrepreneurs) члены общества, обладающие достаточным могуществом для создания или навязывания правил (Беккер Аутсайдеры: исследование в социологии девиации , 1963). Для Беккера девиация представляет собой публично заклейменный поступок ,… …   Большой толковый социологический словарь

  • АНТИПСИХИАТРИЯ — (antipsychiatry) движение, направленное как против практики, так и теории стандартной психиатрии и имевшее влияние особенно в 60 х начале 70 х гг. Связанная с деятельностью Р.Д. Лейнга (1959) в Англии и Томаса Сцасца в США, антипсихиатрия… …   Большой толковый социологический словарь

  • ШАЙКИ, ШАЙКА — (gangs) относительно замкнутые группы молодежи (как правило, из рабочего класса), имеющие лидеров и часто ассоциируемые с определенными территориями и девиантной активностью. На первую социологическую работу о шайках повлияла интеракционистская… …   Большой толковый социологический словарь